Интервью

Размышление о феномене «Дискотеки 80-х»

Ключевая цитата: «Дискотека 80-х» – тонкая импровизация, построенная на взаимодействии с публикой» / Александр Варин /

23 ноября в СК «Олимпийский» «Авторадио» проведет шестой международный музыкальный фестиваль «Дискотека 80-х». «Русская дискотека», как уже давно окрестили этот фестиваль на западе, неизменно вызывает ажиотаж среди поклонников стиля «диско». Происходит это потому, что каждый раз организаторам удается чем-то удивить зрителей. Прошлогодняя «Дискотека 80-х» порадовала своих поклонников букетом настоящих звезд, среди которых были «отцы» итальянской поп-музыки Тото Кутуньо и Риккардо Фольи, бессменная вокалистка Boney M Лиз Митчелл и даже неподражаемая Аманда Лир. Cенсацией стал приезд в Москву мегазвезды певицы Сандры. Среди фанатов «Дискотеки 80-х» уже тогда ходили слухи, что проект вот-вот закроют. Однако в положенное время в Москве появились афиши шестой «Дискотеки 80-х», и билеты, только появившиеся в кассах, испарились из них буквально через неделю.

О феномене «Дискотеки 80-х» размышляет президент «Авторадио» Александр Варин.

Радиопортал: - Александр Александрович, в прошлом году ходили упорные слухи, что пятая «Дискотека 80-х» станет последней. Вы действительно планировали свернуть этот проект? Почему? Александр Варин: - Были такие мысли, это правда. Ни один проект не может длиться бесконечно. «Дискотека 80-х» - не музыкальная премия, которая отслеживает новые события в мировой музыкальной жизни. Сколько есть имен из 80-х – со столькими мы и работаем… Но когда я вышел на сцену в финале пятой «Дискотеки» и посмотрел в зал, то понял – закончить сегодня эту историю у нас просто духа не хватит. Это, помните, как у мушкетеров – невозможно ответить ничего, кроме: «да, мы обязательно встретимся!». Каждый год наш фестиваль происходит в новом масштабе, и нам удается находить тех артистов, кто еще не выступал у нас. Дальше посмотрим. На сколько лет еще хватит этого материала, предсказать не могу. Это очень кропотливая и сложная работа – каждый раз собирать такой звездный состав, при этом приглашая только аутентичных исполнителей. Но мы хотим, чтобы люди видели именно тех артистов, записи которых они слушали в детстве, чтобы они были приятно удивлены и не жалели тех денег, которые потратили на билет. Поэтому состав исполнителей, заявленный для участия в «Дискотеке 80-х», всегда полностью соответствует тому первоначальному, который снискал себе славу в 80-е… И каждый год нам удается предложить новых хедлайнеров «Дискотеки». В этом году это будут супер-звезда 80-х Kim Wilde, которая вообще никогда не бывала в России, «королева диско» Gloria Gaynor и исполнитель мелодичных хитов Demis Roussos. Достаточно вспомнить его “From Souvenirs… “ Находкой шестой «Дискотеки» можно считать легендарный голландский дуэт Maywood. Это культовая группа 80-х, у них действительно много общеизвестных хитов, и это большая удача, что нам удалось их разыскать. Кроме того, это одна из немногих западных групп, виниловая пластинка которых вышла в Советском Союзе. Можно вспомнить еще Bonny M и Smokie, а вот Bad Boys Blue, например, этой чести тогда не удостоились. Российский состав шестой «Дискотеки» венчает выступление Аллы Пугачевой. Она, конечно, звезда всех поколений – и 70-х, и 80-х, и 90-х, и 21 века. Но дело в том, что именно в 80-е на каждой дискотеке звучали ее песни, это было супермодно. Выступит в этом году и Валерий Леонтьев – артист такого же уровня, а его песня «Маргарита» настолько востребована сегодня, что ремиксы и римейки на нее звучат в каждом модном клубе.

Радиопортал: - «Дискотека 80-х» славится еще и тем, что извлекает из небытия тех исполнителей, которых наши меломаны не знают ни по имени, ни в лицо. И с удивлением вдруг узнают, что эту до боли знакомую песенку пел, оказывается, Dan Harrow или какой-нибудь Mauro… Александр Варин: - Из таких малоизвестных нашему зрителю звезд мы пригласили в этом году группы Belle Epoque и Trans-X, а также упомянутого вами Дэна Хэрроу. А так, кстати, и была устроена настоящая дискотека в 80-х – звучали хиты-песни и хиты-исполнители. Главное, нужно было умело их смешать, чтобы публике понравилось. Я вел настоящие дискотеки в институтские свои годы, и знаю, как это было устроено. Берешь десять хитовых песен, а дальше смотришь, как публика реагирует. Имея в руках соответствующий музыкальный материал, ты рулишь им по ощущениям. Это такая тонкая импровизация, построенная на взаимодействии с публикой. Ровно так мы строим свой фестиваль вот уже шестой год. А по поводу того, что наш зритель не всегда узнает звезд в лицо, вспоминаю, как два года назад мы пригласили на «Дискотеку» Криса Нормана и попросили его в финале спеть Needles And Pins. Помните, да? (напевает) Крис Норманн нас честно спросил, что это за песня? Он когда-то записал ее в студии, потом спел несколько раз, и благополучно эту песню забыл. Но именно видео-трек, где Smokie исполняют эти самые «иголки и значки» каким-то образом попал на советское телевидение, и песня Needles And Pins стала мега-популярной «русской народной песней». Так что специально для нашей «Дискотеки» Крису Норманну пришлось вспоминать слова и петь ее второй или третий раз в жизни.

Радиопортал: - В вашей корпорации есть такие специальные люди, которые все это так тонко чувствуют и могут свои ощущения применить на практике? Кто решает, каких артистов приглашать и что им петь? Кто их приглашает? Александр Варин: - Непосредственно приглашением артистов занимается наш постоянный и давний партнер – концертное агентство Аттак Концерт, которое как раз специализируется на работе с артистами из плеяды 80-х. Они заключают контракты, оговаривают сроки, выполняют условия райдеров и т.д. Но Аттак Концерт – не ресторан, и предложить нам готовое меню не может. Так что вся подготовительная работа, выстраивание сценария и плэй-листа «Дискотеки 80-х» лежит на нас. Мы садимся и «придумываем» артистов, вспоминаем, просматриваем наш огромный эфирный каталог программы «Дискотека 80-х». Начинаем обычно с тех, кто никогда еще на нашем фестивале не был, потом включаем тех, кто был, но достоин быть еще и еще раз. Из таких коллективов могу назвать итальянское трио Ricchi e Poveri и группу Bad Boys Blue. Это коллективы, в которых мы на сто процентов уверены. Так что за эти годы уже сложилась определенная логика построения фестиваля, которой мы и следуем. Слава богу, что у нас есть возможности, а главное, есть люди, которые хотят и умеют делать такие проекты.

Радиопортал: - Дорого приглашать таких артистов? Александр Варин: - Фестиваль достаточно затратный, это один из самых значительных концертных проектов на всей необъятной территории нашей державы. Разве что «Премия МУЗ-ТВ» может сравниться с «Дискотекой 80-х» по масштабу привлекаемых звезд, по уровню концерта и по размаху рекламной кампании. Радиостанция номер один в Москве и одна из ведущих радиосетей в России не может позволить себе делать для своей аудитории что-то плохо. Поэтому мы делаем это хорошо. Стремимся, во всяком случае.

Радиопортал: - То есть, о прямой прибыли здесь речь вообще не идет? Александр Варин: - Если бы нашим основным видом деятельности был концертный бизнес, мы бы сделали этот проект прибыльным, как делаем прибыльным наше главное дело – радиовещание. Но тогда пришлось бы, в каком-то смысле, лишать зрителя того, что может предложить им крупная радиостанция, делающая ежегодное фирменное шоу. Мы занимаемся радиобизнесом, а радиобизнес – это прямая коммуникация с аудиторией. И для того, чтобы получить от аудитории максимальную отдачу, нужно угадать ее запросы. Фестиваль – одно из средств увеличения аудитории радиостанции. Потом уже все это опосредованно конвертируется в рекламные деньги, но речь не об этом. На первом месте для нас – имидж станции. «Дискотеку 80-х» нельзя рассматривать в отрыве от «Авторадио» - фестиваль является основной частью бренда радиостанции. Поэтому, вкладывая средства в «Дискотеку», мы, по сути, вкладываемся в рекламу собственно бренда «Авторадио». Для того чтобы собрать зал, даже в «Олимпийском», можно не делать такую роскошную сценографию, не приглашать дорогих артистов – вполне можно обойтись чем-то более скромным. Но для станции-лидера необходимо работать так, чтобы ее мероприятие всем выделялось из ряда других подобных – и сценографией, и списком приглашенных «звезд», и рекламной кампанией.

Радиопортал: - Каждый год на «Дискотеке 80-х» зрителей все больше. Такое впечатление, что если бы «Олимпийский» смог вместить все пятьдесят тысяч, столько бы и пришло… Александр Варин: - Существует огромное количество людей, которых из года в год действительно все больше, и они ходят на каждый наш фестиваль. У нас есть свой постоянный зритель, и это очень радует. Даже динамика продажи билетов такова, что как только они появляются в кассах, треть их тут же раскупают. В этом году нам пришлось не только открыть полную конфигурацию «Олимпийского», но и максимально расширить танцпартер. Ожидаем, что в «Олимпийский» 23 ноября придет около 26 тысяч человек. Кстати, рост количества наших зрителей происходит и за счет молодежи. И у такого интереса молодежи к тем мелодиям и ритмам есть несколько причин. Первая и основная в том, что 80-е – это настоящее пиршество духа и звука. Это такой фрагмент в истории цивилизации, когда рождались одна за другой прекрасные мелодии, которые останутся жить на века. Такого обилия красивой музыки не было ни в 70-е, ни в 60-е… Это началось в 80-е и в них же закончилось..

А вторая причина – это просто модно. Сегодня мода на ностальгию процветает. 21 век со своими сумасшедшими ритмами рождает моду на вечное.