Интервью

Слова и Музыка «Народные»

Название «Авторадио» слышали все. Слушают - миллионы. Однако человека, который управляет этой радиостанцией, вдохновляет ее коллектив, знают не многие... С уверенностью можно сказать: не будь Александра Варина, «Авторадио» (в таком виде, как оно есть сейчас) не существовало бы... Александр Варин окончил факультет прикладной математики МАИ, аспирантуру, защитил в университете кандидатскую диссертацию и занимался наукой. У Александра уже была готова докторская диссертация. Нужно было только сдать статью в крупный математический журнал. Но Варин этого не сделал, и на том его научная деятельность закончилась…

Спрашиваю, как получилось от занятий наукой перейти к шоу–бизнессу, ведь это совершенно разные стихии. Это произошло в начале 90-х, - рассказывает Александр, - И произошло от нищеты нашей науки. В тот момент у меня появилась семья и ее надо было кормить. А зарплата эквивалентом в 10 долларов – это несерьезно. Вообще наука - дело жертвенное. В принципе, думать о хлебе насущном, занимаясь наукой у нас в стране, практически невозможно… Поэтому я предпочел заняться бизнесом.

И не жалеете? Нет.

И это понятно. Сейчас Александр Варин занимается любимым делом. «Авторадио» – это моя любимая радиостанция, - говорит Александр, - Как и любимая радиостанция всех, кто работает в нашей компании. Это станция сделана «для себя». И в этом ее важная позитивная особенность.

«Авторадио» родилось в апреле 1993 года, а уже в декабре того же года в нее пришел Александр со своей командой. С того самого времени началось формирование популярности радиостанции. А первых успехов удалось добиться благодаря нестандартному подходу к эфиру. Первое, что мы сделали – сформулировали, что «Авторадио», конечно, автомобильная станция, но прежде всего, это развлекательный инструмент. – Говорит Александр. - Эмоциональный момент для этой станции не менее, а может, и более важен, чем для остальных. И тогда мы сделали программу, которая стала очень популярна, называлась она «Второе дыхание». Мы крутили музыку 80-х, и нашу, и зарубежную. Тогда для FM-диапазона это было очень не характерно, так как тогда, в начале 90-х, весь радиоэ был объектом молодежной культуры. Это был поток музыки стандартной, зарубежной. Для души ничего не было. И «Авторадио» стало первой радиостнацией, которая предложила формат, изготовленный в России.

Александр говорит, что сейчас «Авторадио» является именно «авто-» не столько по тематике передач, сколько по тому, что аудитория, настраивающаяся на эту волну в автомобилях, составляет около 32 процентов. Это значит, что в каждый момент времени в каждой четвертой или пятой машине в Москве слушают «Авторадио». Именно в этом смысле «Авторадио» – радио автомобильное. Есть, конечно, много специфики, которая определяется именно этим: информация о пробках, программа «Автоликбез»… Но в принципе, - говорит Александр, - в автомобиле человек хочет получать от радио то же самое, что и дома, и на работе: заряд энергии и информацию. Поэтому хотя аудитории автомобилистов разная, у нее - одни интересы.

Настоящая популярность пришла к «Авторадио», когда в 1998-99 годах в Москве после дефолта произошел автомобильный бум. Тогда отечественные машины подешевели и их количество в Москве возросло. Тогда автомобиль стал массовым явлением. Произошло изменение ментальности в отношении к автомобилю, - размышляет Александр. - Люди из водителей, шоферов превратились в пользователей машин. Для них машина стала таким же объектом пользования, как стиральная машина, квартира. Люди сейчас не знают деталей того, что находится под капотом. Это им и не важно знать. И «Авторадио» в какой-то момент перестало быть шоферским радио, а стало массовым. Изменение аудитории одновременно сменило и формат радиостанции.

У самого Александра Варина богатая автомобильная «история». Права он получил в 1988-м году, когда ему было всего 23 года. А постоянно водить машину Александр стал с начал девяностых.

Спрашиваю: Сейчас тоже за рулем? Да. Я не пользуюсь услугами водителей. Не люблю. Единственная сложность – это парковка. Это занимает много времени. Подчас приходится оставлять машину далеко от того места, куда нужно попасть. Тем не менее я предпочитаю ездить сам. Мне это доставляет удовольствие. А, во- вторых, мне всегда кажется, что я сам доеду быстрее. Я знаю Москву и слушаю Авторадио.

Что для вас работа? Это дело жизни? Вне работы практически ничего нет. Вне работы – тоже работа. Ведь у каждого человека есть компания. Друзья, с которыми он собирается и любит проводить в с ними время. В моем случае – это та же компания, с которой я работаю. Мы вместе и отдыхаем. Поэтому и все разговоры на отдыхе тоже так или иначе связаны с работой.

А вообще Александр Варин производит впечатления человека действия. Он постоянно работает, создает что-то новое. Так, Александр поделился планами на следующий год – открыть новую радиостанцию: Она будет называться «Русские песни». Больше на данный момент сказать о ней ничего нельзя. Формат находится в состоянии разработки. Ожидаемое время появления – это весна будущего года.

Успех радиостанции полностью определяется талантом и работоспособностью людей. Чего у Александра и всей команды «Авторадио» не занимать – так это энергии. У нас все трудоголики, - утверждает Александр. - Не только я. Это факт. Радио по-другому и не получится. Это как самолет: если двигатель остановится, самолет рухнет. Так и радио – если перестать им заниматься, оно упадет. Упадет в рейтинге, упадет его популярность. Это не механизм, который можно запустить лишь однажды. Ведь все постоянно меняется – аудитория, ее интересы, конкурентная среда…

У Александра Варина 4 января был юбилей. С чем мы его и поздравляем! Алксандр говорит, что в студенческую пору день рождения был чудесной порой, когда праздники сменяли друг друга: - Это была непрерывная цепь празднеств. У нас у одного товарища день рождения 2-ого числа. Так и получалось –Новый Год, через дни рождения, Рождество, потом Старый Новый Год. Сейчас уже так отмечать уже тяжело… И вообще ко дню рождения многих тех, кого хотелось бы видеть, нет в Москве – все уезжают. Поэтому уезжаю и я…

А что Вы считаете своим самым большим жизненным успехом? Не задумываясь: «Авторадио».

Алексей Литвинов