Интервью

«Персоной года» в СМИ стал радийщик

21 февраля в шестой раз была вручена «Персона года» - ежегодная международная премия, учрежденная РИА «РосБизнесКонсалтинг». Премией этой награждают политиков, бизнесменов, представителей государственных структур, деятелей науки и культуры за вклад в дело служения общественным и государственным интересам России. Корреспондент ВН побывал в Кремле на вручении и задал несколько вопросов одному из лауреатов – президенту Вещательной корпорации «Проф-Медиа» Александру Варину.

Г-н Варин, Вы получили премию в номинации «Персона года в СМИ». Можно ли теперь утверждать, что радио признано лидирующим СМИ на российском рынке? Мой коллега, руководитель одного из российских радиохолдингов, рассказывал мне, как однажды журналист начал с ним беседу примерно так: «Мы знаем, что радио – тоже медиа…». Хорошо, что сегодня нам уже не нужно никому доказывать, что радио – это медиа, за которым – большие достижения в настоящем и большое будущее. Хотя проблемы у российского рынка радио есть, и немалые. Главное препятствие для бурного развития радио в России – это его малая доля в общем «рекламном пироге». Судите сами: за рубежом на долю радио приходится все восемь процентов, у нас – только пять.

Денег у них больше, зато креатива, похоже, не хватает – не сразу отличишь одну станцию от другой… (Смеется) Да, правда, денег у нас меньше, зато харизмы больше. Больше интересных идей и промо-проектов, меньше стандартных подходов. Радио за границей более скучное, ровное, более музыкальное, практически одинаковое от страны к стране, от города к городу. Это, наверное, зависит, от жизненной философии и условий жизни. Например, юмористический радиоформат прижился только в двух странах – России и Франции. Там такая радиостанция называется «Смех и песни», у нас – «Юмор FM». Такого формата, как «Авторадио», нет вообще нигде в мире. Есть информационные станции, которые много говорят о трафике и погоде, но это, как правило, государственные вещатели, играющие утилитарную роль. А ведь радио – это еще и национальный продукт, который отражает менталитет народа. Вот этого в зарубежном радиовещании не хватает.

А у нашего, как вы говорите, хватает проблем… Да, проблемы есть. Радиосообщество по-прежнему сильно разобщено, но налицо уже процессы консолидации, и я надеюсь, что они довольно скоро приведут к подъему радио в России. Ведь чем менее разобщен радиорынок, тем больше его вес. Это важный фактор. В радиобизнесе существует налицо огромная конкуренция – в одной только Москве действуют практически пятьдесят станций. Москва – самый конкурентный рынок в мире, хотя денег на нем не так много, как в других странах. Такая бешеная конкуренция, кстати, тоже способствует росту радио.

Есть ли у вас рецепт, как стать лидером на российском рынке радио? Если говорить формально, чтобы стать лидером, нужно создавать крупные вещательные сети. Ведь рынок локальных рекламных продаж практически не растет, рост находится в регионах и на федеральном рынке. Мы имеем крупную коммерческую сеть «Авторадио» и уже строим такую же сеть нашей станции «Юмор FM». Если же говорить о содержательной стороне, то для прорыва нужно иметь успешные форматы. Я считаю, что из четырех станций, которые входят в структуру ВКПМ, три вполне успешны – это «Авторадио», ENERGY и «Юмор FM». Над четвертым нашим форматом – станцией «Русские песни» - нам еще предстоит поработать, пока мы его не продаем.

Еще одно условие успеха – наличие профессиональной команды. Сегодня мы находимся в условиях острого дефицита кадров на радиорынке. Это очень серьезная проблема. Нужны опытные люди, чувствующие аудиторию, умеющие хорошо продавать радио, а это – особое искусство. Люди должны быть не просто формально профессиональны, они должны гореть идеей, ведь никакой профессионализм не заменит страсть людей к тому, чтобы сделать свое дело успешным.