Интервью

«Радио — не игрушка для дилетантов!»

Ключевая цитата: «Радио – передовой медиаресурс, а не игрушка для дилетантов» / Александр Варин /

Сколько бы ни рассуждали об экономическом кризисе и его последствиях аналитики и эксперты, мы, рядовые граждане, судим о происходящих в экономике процессах чисто эмпирически, ежедневно соотнося свой дебет-кредит с падающим рублем и взмывающей вверх валютой. Цены на лекарства опять поднялись, сахар, по слухам, в столице опять подорожает… Проезд в общественном транспорте в который уже раз подскочил, а про билеты в театр или на концерт по сходной, приемлемой цене и вообще речь не идет… Газеты худеют на глазах, журналы закрывают ввиду экономической нецелесообразности… Из привычных культурных радостей остается голубой экран, радио да всемирная паутина. Признаков кризиса в сфере электронных СМИ вроде бы не наблюдается – никто свои активы не продает, каналы и радиостанции не закрывает…Что таится за этим видимым спокойствием, корреспондент «ВН» узнала у Александра Варина, президента Вещательной корпорации «Проф-Медиа» (в нее входят «Авторадио», Радио ENERGY, "Юмор FM", «Радио Алла»), президента Российской Академии Радио и вице-президента Национальной Ассоциации Телерадиовещателей (НАТ).

На взгляд простых смертных радио и впрямь чуть ли не единственное медиа, где с кризисом ничего не изменилось. Это ощущение верное, или все же происходят процессы, которые не видны на первый взгляд? Сказать, что радиовещательную отрасль кризис вообще не коснулся, нельзя, так как налицо объективные показатели: по итогам 2008 года зафиксирован спад общероссийского рынка радиорекламы. Вместе с тем радио проще подстраиваться под новые условия, проявлять изобретательность. Это не может не нравится рекламодателям, которые в период экономических трудностей как раз ждут от медиа большей гибкости, оперативности и творческого подхода. Объективно как раз именно радио способно все это предложить. Поэтому мы считаем, что кризис – это пора возможностей, время, когда радио может ярко заявить о себе, как о самом клиентоориентированном рекламоносителе. Несмотря на то, что вся индустрия с точки зрения доходов отброшена на пару лет назад, мы продолжаем работать в полную силу, наши станции круглосуточно информируют, просвещают и развлекают слушателей. Так что простые смертные, как вы сказали, действительно не пострадали. В нынешних условиях, когда мы еще активнее бьемся за рейтинги, буквально за каждого слушателя, наш продукт стал намного совершеннее. Жизнь продолжается, и выиграет в этой ситуации тот, кто, несмотря ни на что, ярко заявляет о себе, кто привлекает покупателей и обгоняет конкурентов.

То есть речь идет о естественном отборе – сильный выживет, слабый – погибнет? Я бы не стал употреблять это слово – "выживет". К профессиональным игрокам оно не применимо. Просто сегодня мы работаем в новых условиях. А «выживать» вынуждены именно те, для кого радио в лучшие годы было дорогой, престижной, но малопонятной вещью, которая совершенно перестала радовать хозяев в кризисные времена. На рынке должно стать меньше непрофильных игроков. Это требование времени. Радио – серьезный, передовой медиаресурс, а не игрушка. И кризис в этом смысле однозначно сыграет свою оздоравливающую роль. Пока, конечно, непрофильные игроки несут постоянные издержки, так как в радиобизнесе они не являются специалистами. На мой взгляд, в такой ситуации есть мудрый выход – найти возможность снять с себя «головную боль» с помощью профильных игроков.. Такие процессы уже происходят, в частности, ВКПМ занимается радиостанцией "Вояж FM", которая нам не принадлежит, а представляет собой непрофильную часть другого бизнеса.

Вашей корпорации такое приобретение выгодно? Таким образом ВКПМ увеличивает свою долю на рынке и решает многие вопросы конкуренции. Наличие еще одной станции расширяет возможности, которые мы предоставляем слушателям и рекламодателям. Как холдингу, уже имеющему четыре успешных формата, нам проще запустить и «раскрутить» любую станцию, минимизируя расходы за счет синергетических процессов. Благодаря наличию других станций у ВКПМ есть серьезные возможности по кросс-промоушну – у нас уже работают профессионалы, часть времени которых можно перераспределить на этот новый проект.

Вы прогнозируете успех формата "Вояж FM"? Он не может не принести успех, как любой формат в умелых руках.

От чего все же пришлось отказаться в условиях кризиса? Пришлось отказаться от масштабных затратных промо-проектов, которые мы делали в докризисные времена. Ярким примером такого проекта может служить, например, наша акция "Авторадио дарит Машину" - бесплатный концерт группы "Машина времени", на котором побывало 150 000 человек в Москве и Санкт-Петербурге. Так как это был наш подарок слушателям "Авторадио", затраты по рекламной компании и организации концерта несла сама радиостанция. Новые экономические условия рождают новые формы сотрудничества. Вот, например, для слушателей мы организуем проект "Отель Пять звезд Авторадио". Это эфирный конкурс, победитель которого получает возможность поехать в Турцию, пожить в хорошей гостинице, которую «Авторадио» на время проекта превращает в своеобразный "Артек для взрослых". Те, кому не повезло выиграть, едут к нам за свой счет, но за свои деньги они получают не только максимум комфорта – все преимущества пятизвездочного отеля, - но и компанию единомышленников, профессиональную анимацию от "Авторадио", концерты звезд отечественной эстрады… До кризиса не было возможности сделать такой проект, не потратив на него серьезный бюджет, но теперь мы смогли увязать взаимные интересы нескольких компаний и в итоге получить яркий, интересный для всех партнеров продукт.

Затронул ли кризис сотрудников ваших станций? Нам пришлось пойти на сокращение затрат, но персонала это коснулось в минимальной степени. Это вопрос для нас принципиальный, так как радио – медиа личностное, и творческий штат является главной нашей ценностью. Так что персонал мы не сокращаем, даже наоборот, благо ситуация на рынке способствует тому, что лучшие кадры находятся в поиске. Мы, например, активно набираем талантливых продавцов рекламы из других отраслей – они потеряли работу, хорошо мотивированы и готовы идти в бой. Почему же не использовать такую возможность?

Похоже, всеобщая депрессия, охватившая население страны, вашей корпорации не страшна? Метод борьбы с депрессией один – нужно хорошо работать. Важно понять простой принцип: я нужен моей компании потому, что моя компания работает хорошо только тогда, когда я работаю хорошо… Вот если у человека есть такое внутренне ощущение, никакая депрессия ему не страшна. Нужно радоваться жизни, потому что жизнь прекрасна просто потому, что она есть. Кризис это чувство должен обострить, вот и все…

Вы оптимист… Можно абсолютно без остатка погрузить себя в размышления о кризисе и его возможных последствиях. Но зачем? Мне вот скоро 45 лет. И что? Нужно переживать, что уже не 35? Или не 30? Для меня это просто повод осознать, что произошел переход в какое-то новое состояние, и оно несет свои преимущества. Во всем нужно искать положительные моменты. Такой конструктивный подход мне больше по душе.

Полина Юрьева