Интервью

Секрет хорошей радиостанции

Александр Варин - президент «Вещательной корпорации "Проф-Медиа", президент Российской Академии Радио, вице-президент НАТ рассказал «Аргументам неделi» о том, что происходит в российском радиовещании сегодня, в нелегкое время финансового кризиса. Впрочем, мрачным разговор не был – интервью проходило сразу после вручения премии «Радиомания-2009», лауреатами которой оказались сразу шесть проектов ВКПМ.

Начну с актуального вопроса – насколько серьезно мировой кризис повлиял на российское радиовещание? Повлиял серьезно. Объемы радиорекламы падают, снижаются прибыли. За время кризиса падение рекламного рынка составило около 38%, по оценке Экспертного совета при Национальной Ассоциации Телерадиовещателей. Естественно, что этот процесс приводит к тем же результатам, что и в других сферах – убытки, увольнения. Однако катастрофы не случилось. Наша компания не уменьшила штат и не прекратила своего планомерного развития даже в самый пик кризиса. Да, затраты на маркетинг и продвижение пришлось существенно снизить, основной упор сегодня делается на кросс-промоушн, различные партнерские программы. Впрочем, кризис приводит к увеличению конкуренции, что в данном случае означает отсев непрофессионалов, тех, кто не знает, как правильно вести радиобизнес. Вполне возможно, что кризис также позволит установить баланс цен, который до сих пор находился в весьма неустойчивом положении.

Получается, что у кризиса есть положительные стороны? Безусловно, есть. Во-первых, массовые увольнения в других отраслях позволяют нам привлекать творческих, талантливых людей, которые оказались без работы. А ведь именно персонал играет решающую роль в создании качественного контента - основной гарантии успеха любой радиостанции. К тому же, кризис способствует уходу из нашего бизнеса случайных людей. Эти люди, являющиеся большими мастерами в своих отраслях, зачастую не имеют полного представления о специфике радиобизнеса. И теперь, в трудное время, самые дальновидные передают свои проекты профессионалам, которые смогут в полной мере воспользоваться имеющимся потенциалом. Так, «U FM» поменяло владельца, а ВКПМ взяла в управление станцию «Вояж FM». Кроме того, очень важно, что перед лицом кризиса компаниям приходится объединять усилия: образуются такие альянсы, которые в другое время были бы невозможны.

То есть, кризис заставляет конкурентов работать вместе? Совместными усилиями можно преодолеть кризис с меньшими потерями. Так, «Вещательная корпорация «Проф-Медиа» объединила рекламные продажи с Русской медиагруппой, предложив клиентам услугу «Радио Альянс». Эта услуга предполагает размещение рекламы на 11 станциях двух холдингов по единому тарифу, что в условиях кризиса является весьма удачным ходом. Причем, как для клиента, так и для холдингов, поскольку подобное объединение открывает для обеих сторон новые горизонты. Раньше, до кризиса, подобное объединение было чем-то немыслимым, теперь же оно стало реальностью.

А как со своими обязанностями справляется Российская Академия Радио, президентом которой вы являетесь? РАР вполне справляется со своими задачами. В марте был подписан очень важный протокол с Равноправным Фонографическим альянсом, регулирующий объекты смежных прав – фонограммы. До подписания этого протокола радиостанции должны были отчислять авторам фонограммы 3% с доходов, что фактически выводило радио за рамки рентабельности. Теперь же отчисления составляют 1,4% от дохода с рекламы, В денежном выражении это тоже немало, но такое изменение обеспечивает серьезную экономию, особенно важную в условиях кризиса. Естественно, что это не единственный документ, принятый РАР за полтора года ее существования – мы работаем непрерывно.

Кризис – кризисом, а ваша корпорация обогнала всех по количеству призов на "Радиомании-2009"… Да, к 15-ти уже имеющимся в корпорации бронзовым микрофонам, которые вручают лауреатам премии, прибавилось еще шесть. Это приятно.

Я заметил, что в тройках финалистов "Радиомании-2009" конкурировали между собой станции ВКПМ. Вы намеренно это допустили? В такой внутренней конкуренции нет ничего страшного, тем более что мы были уверены в качестве всех работ, представленных на конкурс. И то, что, например, в номинации "Радиошоу" победил проект "Авторадио" "Новый герой" вовсе не означает, что утреннее шоу Радио ENERGY BLACK2WHITE слабее. То же самое можно сказать и о номинации «Радиоигра», куда вместе попали акция «Детектор правды» (Радио ENERGY) и «Дед Мороз и лето» («Авторадио»), и про номинацию «Продвижение радиостанции», в которой между собой конкурировали «Королева подиума» («Радио Алла») и «Спортбар Авторадио». Победили те проекты, которые кроме отличного профессионального исполнения, имели высокую эмоциональную составляющую. Игра "Дед Мороз и лето", которая прошла в предновогодние дни на "Авторадио", не просто развлекла слушателей, но и помогла им выразить свое сочувствие, сопереживание детям-сиротам. Слушатели зарабатывали реальные деньги и отдавали их на подарки воспитанникам детского дома в поселке Костино Рязанской области. "Спортбар Авторадио", который конкурировал с "Королевой красоты" от "Радио Алла" в номинации "Продвижение радиостанции", победил, мне кажется, потому, что помог большому количеству людей искренне, эмоционально, коллективно и в рамках закона выразить свои патриотические чувства в дни чемпионатов мира по футболу и хоккею. Нужно просто быть в момент игры в "Спортбаре Авторадио", чтобы понять, как мы умеем болеть за своих, сколько эмоций вызывает в болельщиках каждый гол, сколько совместных переживаний испытывают люди, которые до этого и знакомы-то не были…

А есть ли у «Радиомании» материальный бонус? Слава богу, нет. И надеюсь, никогда не будет. Эта премия – профессиональная. Признание твоего профессионализма коллегами – вот что важно в «Радиомании». Ценность этой премии в осознании того, что усилия по созданию качественного продукта не прошли даром, что их увидели и оценили. «Радиомания» - как Оскар. А разве у Оскара есть денежный эквивалент? Это – огромный престиж, что, на мой взгляд, гораздо важнее всех материальных наград.

Но в случае с «Оскаром» престиж «монетизируется», превращаясь в кассовые сборы. Фильмы, которые получили заветную статуэтку, получают существенный бонус к кассе в кинопрокате и продаже DVD. С «Радиоманией» происходит что-то похожее? Отчасти, да. Но признание, оценка трудов гораздо важнее. В конце концов, это просто приятно – получить подобную награду за свои труды. Да и поскольку кассовых сборов у радиостанций нет, столь явной взаимосвязи между премией и финансовым успехом не прослеживается. Впрочем, всем понятно: большое количество наград означает, что радиостанция – хорошая, ее можно и нужно слушать.

А что значит "хорошая радиостанция"? Хорошая радиостанция - это, в первую очередь, станция с качественным контентом. Если содержание эфира отличное, то аудитория будет верна своей станции, и никакие кризисы на это повлиять не смогут. Ведь именно аудитория, в конечном итоге, определяет, насколько силен бренд. Хорошую радиостанцию должны узнавать, должны хотеть слушать. Аудитория должна любить станцию целиком, от и до. Только тогда ее можно будет назвать качественной, состоявшейся. Согласитесь, нельзя любить сайт «Одноклассники.ру» или какой-то телеканал. Можно любить своих одноклассников, которых ты нашел на этом сайте, или определенную передачу на этом телеканале. "Авторадио" слушатели любят, потому что воспринимают как нечто целостное, конкретное и родное. Человек может в любой момент включить радио, и ему должно нравиться то, что он услышит.

Хорошее радио – это качественный контент, сильный бренд и, самое главное, - любовь слушателей.

Роман Романов